АНОНС апрельского номера журнала «Вокруг ЖэКа»
Недавно
вышел в свет апрельский номер журнала «Вокруг ЖэКа», который открывает интервью
с ректором Алексеем Забелиным. Его путь в профессию очень интересен,
поучителен. Особенно для тех, кто ищет свою дорогу во взрослую, самостоятельную
жизнь.
В российском рейтинге негосударственных вузов Московский финансово-юридический университет МФЮА – общепризнанный лидер уже более 30 лет, а стабильность, как известно, – признак высочайшего мастерства. О постоянной работе над качеством образования, стремлении раскрыть таланты каждого студента, умении правильно чувствовать и понимать время мы поговорили с одним из основателей вуза – Алексеем Григорьевичем Забелиным.
Университет нового типа
– Алексей Григорьевич, с чего началась история вашего вуза?
– После известных событий 1990 года (12 июня 1990 года Первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. – Прим. ред.) стало понятно, что существовавшая в нашей стране более 70 лет общественно-политическая и экономическая формация будет меняться. Точка бифуркации была пройдена. Для меня весь этот процесс был очевиден еще за несколько лет до его начала в силу полученного образования и жизненного опыта – в то время я работал начальником Управления по народному образованию Гособразования СССР. Предчувствуя это, мы создали сразу две учебные организации: Государственный координационный центр информационных технологий и образования и Учебный центр Государственного комитета по народному образованию СССР. Их задачей стало готовить кадры по новым, еще только зарождающимся профессиям. В 1991 году родилась мысль создать на этой базе университет нового типа, который соответствовал бы духу времени, готовил высококлассные кадры для молодой страны, при этом не теряя очень важных наработок советской системы образования.
– Новый вуз сразу получил название МФЮА?
– Вначале мы хотели его назвать: Российский университет инноваций, но затем отказались от этого варианта. В число наших учредителей вошли такие знаменитые вузы, как МГИМО, Московский институт электронного машиностроения (сегодня – НИУ ВШЭ) и Московская государственная академия приборостроения и информатики МГАПИ (сегодня – Российский технический университет МИРЭА). Первым ректором нашего университета стал Николай Иванович Лебедев, профессор, выдающийся специалист в области международных отношений и мировой политики. С 1974-го по 1985 год он был ректором МГИМО. Мы до сих пор не расстаемся с нашими первыми учредителями, общаемся, всегда помогаем друг другу добрым советом. Такая крепкая межвузовская дружба.
– С чего началась деятельность нового вуза?
– Она началась с глубокого финансового минуса. У нас не было ни копейки денег, но была ясная и четкая цель, к которой мы стремились. Двигались вперед с большими трудностями, постепенно выстраивая образовательный процесс. Организовывали подготовку кадров по новым отраслям, открывали первые в стране курсы бухгалтеров и юристов, занимались повышением квалификации работников в самых разных сферах. Нам повезло, что мы не стали связываться с банками: никогда ни у кого не брали кредиты. Ориентировались только на собственные силы. Это помогло нам не пропасть в период нарождающегося капитализма, со всеми присущими этому моменту язвами первоначального накопления капитала. Так мы двигались вперед от этапа к этапу. Одним из них стало наше расширение. В 1996 году к нам присоединились Московский информационно-технологический университет (МИТУ) и Московский архитектурно-строительный институт (МАСИ). Сегодня мы все вместе продолжаем общими усилиями двигаться к тем целям и идеалам, в которые верим, которые были привиты нам нашими родителями.
«В 9-м классе выгнали из школы»
– Кстати, о родителях. Они как-то были связаны с образовательной сферой?
– Нет. Моя мама была ветеринарным фельдшером, а папа – инженером-строителем. Он много лет проработал главным инженером строительной организации в Кировской области, где я родился и вырос.
– О чём вы мечтали в детстве?
– Я мечтал стать ученым: физиком или химиком, не важно, в какой области. Мечтал заниматься исследованиями, делать открытия, двигать советскую науку вперед, приносить пользу людям.
– Наверное, много читали?
– Конечно. У нас в доме была отличная библиотека, которая всегда пополнялась. А еще в каждом, даже самом маленьком советском городке обязательно были Дома пионеров, потом их стали называть «Дома технического творчества». В каждом из них была своя детская библиотека и много разных кружков: авиамодельный, радиотехнический, кружок фотодела. В нашем Доме пионеров я много лет занимался радиотехникой. В 5–6-м классах мог самостоятельно собрать радиоприемник, в 7–8-м – настоящий работающий телевизор. А в 9-м классе меня выгнали из школы.
– За что?
– Много хулиганил и не очень ладил с большинством учителей. Мне было 15 лет. Надо было, такому начитанному и умному, обязательно показать всем, насколько преподаватели малограмотные, особенно в области физики. Тогда в маленькие городки учителей по разнарядке направляли прямо из педагогических училищ, редко когда приезжал кто-то из вузов. У нас была только одна учительница с высшим образованием, преподавала химию. Она мне через свой предмет открыла целый мир, за что я ей до сих пор безмерно благодарен. А преподавателя физики я все время цеплял – считал, что он меня ничему научить не может. Я же благодаря кружку в Доме пионеров в электричестве тогда разбирался намного лучше любого учителя. Вот все эти мои показательные выступления в конце концов и привели к тому, что мне после девятого класса пришлось идти работать электромонтажником на стройку.
– И как оцениваете этот период своей жизни?
– Как один из самых счастливых. Естественно, я сразу попал в бригаду, где все были в два, а то и в три раза старше меня. Но теоретических знаний в электрике у меня оказалось гораздо больше, чем у них всех вместе взятых. Кроме того, я никогда не отлынивал от работы, даже самой тяжелой, а рабочие люди это всегда видят и ценят. Пришел я в бригаду учеником, через некоторое время мне присвоили второй разряд электромонтажника, и довольно быстро я дорос до пятого разряда, а шестой в этой отрасли – самый высокий. Соответственно, выросла и зарплата. Вы представляете себе в то время мальчишку, который в 16 лет смог сам себе купить мотоцикл «Ява»? Он тогда стоил больше 700 рублей, но я мог себе его позволить, потому что было много рабочих объектов и, соответственно, высокая зарплата – свыше 200 рублей в месяц. А у моего отца, главного инженера, она была около 150 рублей. Работа была, конечно, тяжелая, но мне она нравилась. Никто меня не спрашивал, ребенок я или не ребенок. В мороз –40 вместе со всеми шел по пояс в снегу, тащил на себе бухту с кабелем и лез на бетонные столбы восстанавливать порвавшуюся линию. Такая работа. И никто другой вместо меня ее не сделает. Счастливое было время. Буквально через год, в 17 лет, я уже был назначен бригадиром комсомольской молодежной бригады. Карьера пошла в гору.
«Умение трудиться – это самое главное»
– Ваш жизненный опыт сегодня как-то отражается на организации учебного процесса в МФЮА?
– В первую очередь это касается трудового воспитания. Умение трудиться – это самое главное. Этому в мое время дети учились с ранних лет в семье, в школе и в Домах пионеров. Почему мы сейчас развиваем в наших филиалах сеть технопарков «Наукоград»? Это своеобразная благодарность тем наставникам и учителям, которые приучили меня к труду, к созиданию, к творчеству. Человек может формироваться по двум типам личности: либо это будет человек-потребитель, либо человек творческого склада. Все дети с самого рождения настроены на то, чтобы становиться творцами. Дальше все зависит от родителей, особенно от мам, и особенно в период от 5 до 7 лет. Дальше начинается школа, где заложенные таланты уже развиваются и закрепляются. При МФЮА действуют сразу три школы: предуниверсарий «Наукоград», школа креативных индустрий «Арт-старт», русско-китайская школа «Дружба», – и в каждой из них мы ежедневно стараемся помогать детям развиваться, постоянно расширять и совершенствовать их таланты. Бесталанных детей не бывает. Надо только помочь им раскрыться. И надо ребенка любить. Только через любовь можно подвигнуть к созиданию.
– Получается, первые искры таланта надо разжигать еще в детском саду?
– С 1 сентября 2013 года в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» все дошкольные организации включены в образовательный процесс. И это правильно. Ребенок строит домик из кубиков, собирает машинку из конструктора. И ему это нравится, он любит этим заниматься. Только эту любовь потом надо суметь пронести через годы его детства, отрочества и юности, чтобы в конце концов он стал влюбленным в свою профессию специалистом. С помощью отлаженной в нашем вузе системы мы можем провести юный талант через продуманную образовательную цепочку: творческие кружки, технопарки, школы, колледжи, вузы. У меня детки-математики по субботам и воскресеньям занимаются в физматшколе. При МГТУ-МАСИ действует Школа юных архитекторов. А что потом? А потом влюбленный в строительство и архитектуру молодой человек попробует пойти работать в строительную отрасль, а там ему предложат зарплату 30 тыс. рублей в месяц. А в каком-нибудь офисе сидит бездельник, и у него зарплата в три раза выше. Естественно, молодежь в первую очередь будет стремиться пойти туда, где больше платят. Так было всегда. И так сегодня получается, что это не стройка. Решение вопроса с уровнем зарплат для молодых специалистов строительной отрасли – это самое лучшее профориентационное мероприятие, которое только можно придумать.
«Развиваем все, что связано с ИИ»
– В каком направлении ваш вуз сейчас развивается наиболее интенсивно?
– Прежде всего это всё, что связано с искусственным интеллектом (ИИ). Эта сфера сейчас пронизывает буквально весь наш учебный процесс. В этой области у нас все самое передовое и современное: самые лучшие программы, лучшие центры по хранению и обработке данных, лучшие программисты – причем свои, получившие образование у нас в вузе. В чём-то мы опираемся на наш собственный опыт, в чем-то используем западные разработки. Как говорил в свое время Дэн Сяопин (руководитель КНР с конца 1970-х до начала 1990-х годов, считается отцом Китайского экономического чуда. – Прим. ред.): «Не важно, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей». Я эту фразу обычно немного модифицирую, добавляя: «чтобы ловила мышей для нашего университета».
– А какие образовательные тренды, касающиеся профессий, связанных со строительством и ЖКХ, вы у себя развиваете?
– И в этой области мы в первую очередь развиваем все, что связано с ИИ. Я думаю, что скоро придет то время, когда автоматизация на строительной площадке будет если не полной, то максимальной. ИИ будет управлять машинами, все процессы будут роботизированы. За счёт этого, а также повышения производительности труда, будет компенсироваться недостаток человеческих рук и ресурсов. Нужно все делать с умом, налаживать систему. Есть же прекрасный пример древнеримских водопроводов и канализации, которые работают до сих пор, без всякого обслуживания и ремонта, – если их кто-нибудь экскаватором не повредит, конечно. Ведь грамотная инженерная мысль состоит не в том, чтобы быстро что-то сделать. Важно думать о потомках, о времени, о веках. Наши предки так строили православные храмы. На века. Тут, конечно, многое зависит от самого человека. Или он хочет быстро сделать что-то быстро и некачественно и отчитаться перед начальством, или он человек-творец, который ерунды делать не будет, потому что сам себя уважать перестанет. Пусть дороже и дольше выйдет, но надежно и красиво. Как говорил авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев: «Некрасивые самолеты не летают».
«Вокруг должны быть люди, которые умнее меня»
– Какое место в Москве для вас самое любимое и красивое?
– Я весь город люблю. Но особенно те места, которые связаны с какими-то важными этапами и событиями в моей жизни. Ленинский проспект, дом 65 (НИУ Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина. – Прим. ред.) – место, где я учился на вечернем отделении и где меня сформировали как руководителя. Наши институтские общежития на Чертановской улице. Здание роддома, где родился мой сын, здание другого роддома, где родилась моя дочка. Вот мои любимые места. Их в Москве много, потому что это город, который меня создал. И который создавал я. Например, улица Вавилова, дом 42 – Математический институт Академии наук СССР. Очень сложный был объект, в котором я монтировал и налаживал автоматику. Работать приходилось практически круглые сутки, потому что сроки были сжатые. Но всё сделали и запустили вовремя.
– Есть у вас какие-нибудь принципы, которыми вы руководствуетесь в своей работе ректора?
– Главный мой принцип как руководителя – вокруг меня в университете должны быть люди, которые умнее и квалифицированнее меня.
– Какие планы у МФЮА на ближайшие 5, 10, 15 лет?
– У нас только в Москве 22 филиала, а всего их в Российской Федерации 36, и в каждом из них заложен мощный резерв роста. Всё надо поддерживать в рабочем состоянии, обустраивать, облагораживать прилегающую территорию и активно развивать, развивать, развивать. Останавливаться нельзя ни в коем случае. Я хочу сделать в каждом из наших филиалов свой детский Технопарк. Чтобы это были не просто технологические площадки, а настоящие современные культурные центры, точки притяжения, в которых дети могли бы учиться музыке, заниматься театральным творчеством, раскрывать в себе весь свой творческий потенциал. Пусть не сразу, но со временем все наши филиалы станут центрами образования и культуры. Я считаю, что вуз – это вселенная, в которой формируется будущее. При этом я никому ничего не доказываю и ни с кем не соревнуюсь, а делаю то, чему научился у великих педагогов и наставников. Я обыкновенный советский человек, которому просто невероятно повезло: с работой, с семьей, с командой и с реализацией мечты. Я самый счастливый человек на свете, потому что Господь дал мне счастье творить и создавать что-то новое. Беседовал с А.Г Забелиным Андрей Пучков.
В рубрике «А как у них?» размещена
его статья «Румыния: скромная наследница великой империи». Больше 1500 лет
прошло с момента падения Римской империи, а споры за ее историческое наследие
не утихают до сих пор. Одних только государственных гербов с орлами-аквилами в
Европе больше десятка. Добавьте к этому нескончаемые распри о старшинстве между
бывшими римскими военными лагерями, ставшими со временем крупными европейскими
столицами, и вечную борьбу за право считаться вторым, а затем и третьим Римом.
Дальше всех в этом вопросе пошел один спокойный балкано-карпатский народ, который, отбросив ложную скромность, решил назвать свою страну Румынией, что напрямую происходит от латинского слова romanus – римский. Более того, в качестве государственного языка они вот уже почти 200 лет используют бессмертную латынь, правда, слегка модифицированную.
Искусственно собранная в середине XIX века сразу из нескольких независимых княжеств (части Молдавского, Валахского, Трансильванского и еще нескольких), страна была вынуждена искать понятный всем без исключения способ общения. А знание латинского в те времена было обязательным для любого просвещенного и образованного человека. Так и получилось, что всё население этой небольшой страны может без труда читать классиков древнеримской литературы в подлиннике.
Маленький гигант
О реальных размерах Румынии сложно судить по контурам на политических картах мира. Между тем на ее территории могло бы свободно уместиться две Болгарии, три Ирландии или десять Албаний. При этом живет здесь всего около 20 млн человек. Это примерно в два раза меньше, чем в Польше, и в семь раз меньше, чем в России.
Государство входит в десятку технологически развитых европейских стран, однако по распределению основных источников доходов в бюджет больше относится к числу аграрных. В предгорьях Карпат всегда было хорошо развито сельское хозяйство, что позволяет стране совершенно не зависеть от сторонних поставщиков и уверенно обеспечивать свое население всеми необходимыми продуктами питания.
В то же время Румыния – серьезная индустриальная страна, у которой есть даже своя развития автомобильная промышленность. Выпускаемая ею продукция (более 350 тысяч единиц в год) очень похожа на современные модели Renault и Citroen, но на радиаторах у них красуется название Dacia (Дакия). Очень богаты румынские земли полезными ископаемыми: железными рудами, кобальтом, хромом и даже ураном. А пусть небольшие, но собственные месторождения нефти и газа в сочетании с несколькими добротными гидроэлектростанциями и одной почти новой АЭС позволяют стране уверенно смотреть в туманное энергетическое будущее Европы.
Тяжелое наследие партии
Во всех проблемах
сравнительно молодого государства здесь часто винят «кровавый режим Николае
Чаушеску», – генерального секретаря Коммунистической партии Румынии в период с
1965-го по 1989 гг. Путем жесткой экономии всего на свете он умудрился к концу
своего правления почти полностью рассчитаться по всем международным валютным
кредитам, взятым им же ранее на промышленное перевооружение страны. Правда,
добился он этого весьма радикальными мерами. Ради достижения поставленной
руководителем высокой цели простой народ мог себе позволить есть мясо только
один раз в неделю, а горячую воду в городской водопровод подавали один раз в
месяц. Таким способом страна экономила социалистическую энергию. Все эти меры
пропаганда объясняла заботой о народе: мол, «в здоровом теле здоровый дух»,
«трудности нас закаляют» и все такое прочее. В конце концов румыны устали от
всевозможных искусственных ограничений и при поддержке армии в декабре 1989
года свергли престарелого диктатора.
О коммунистическом прошлом Румынии сегодня
напоминают многочисленные промышленные предприятия, развитая городская
инфраструктура и классические «советские» многоэтажки во всех крупных городах.
Но самым запоминающимся памятником давно ушедшей эпохи является знаменитый на
весь мир Дворец народа, сегодня переименованный во Дворец парламента. Это
огромное монументальное здание в самом центре столицы, которое даже по
сегодняшним меркам кажется творением каких-то гигантов-эстетов.
Косвенным поводом для начала его строительства принято считать сильное землетрясение 1977 года, которое разрушило очень многие здания в Бухаресте и его пригородах. По поручению Чаушеску сразу после этого трагического события (погибло более 1500 человек) центральную часть города полностью расчистили, снеся даже чудом уцелевшие дома и храмы, которые помнили походы Александра Суворова и наполеоновские войны. Затем на возвышающемся над городом холме площадью более 70000 кв.м начали строить исполинское административное сооружение, которому еще на стадии проектной документации было предначертано стать рукотворным символом тоталитаризма по-румынски.
Формально строительство этого огромного дворца было завершено через 8 лет после свержения диктатора, в 1997 году, хотя на самом деле различные отделочные и фасадные работы там продолжаются до сих пор. Официально внесенное в Книгу рекордов Гиннесса самое большое административное здание в Европе и самое тяжелое рукотворное сооружение в мире целиком сделано из дорогого мрамора. Его длина – 270 м, ширина – 240 м, высота – 86 м. Общая площадь всех наземных и подземных помещений – 350 тыс. кв.м, почти половина из которых расположена на восьми подземных этажах (надземных этажей – 12).
Всего в этом здании 1100
комнат, на украшение которых было использовано 3,5 тыс. тонн хрусталя, 700 тыс.
тонн стали и бронзы, 900 000 куб.м древесины ценных пород. Трудились над всем
этим великолепием свыше 20 000 строителей, которыми управляли около 400
высококвалифицированных мастеров и архитекторов.
Интересная деталь: площадь личного кабинета
самого Чаушеску в этом мегадворце составляет ровно 1000 кв.м, это как две
стандартные баскетбольные площадки. Сегодня за возможность посидеть за его
рабочим столом и сфотографироваться в кресле покойного диктатора туристы готовы
платить серьезные по местным меркам деньги – около €20 (примерно 1873 руб.).
Это приблизительно 5% от средней зарплаты в стране. Продолжить путешествие в
Румынию можно здесь.
Статья «Край света –
это на Курилах» принадлежит тому же автору. Вот лишь фрагмент об этом
удивительно красивом уголке России: «Если вам когда-нибудь захочется
пересмотреть советский фильм о злоключениях Робинзона Крузо, снятый в 1972 году
режиссером Станиславом Говорухиным по мотивам романа Даниэля Дефо, знайте, что
в роли необитаемого клочка земли в этой картине выступил курильский остров
Шикотан. Конечно, не весь, а только та его часть, которой в 1946 году
комплексная экспедиция под управлением академика Юрия Ефремова дала поэтическое
название – мыс «Край света».
Далеко уходящая в просторы Тихого океана, поросшая лесом огромная скала всегда привлекала к себе внимание творческих людей. В картине Говорухина именно этот дикий уголок нашей планеты изображает виды на необитаемый остров со стороны океана. А все остальные сцены с участием гениального Леонида Куравлёва в роли Робинзона Крузо и колоритного Ираклия Хизанишвили в роли Пятницы по понятным причинам снимались совершенно в другом месте – на побережье Черного моря в Абхазии.
Сложно представить, сколько усилий пришлось приложить операторской группе, чтобы только добраться до Шикотана. Расстояние от острова до «большой земли» составляет более 5400 км на восток по прямой. Гораздо ближе от южной оконечности Камчатского полуострова – около 1200 км, но только до самой Камчатки еще нужно было доплыть, долететь, добраться. Однако следует признать, что лучшей натуры для воплощения на экране режиссерской идеи о борьбе человека с невзгодами и одиночеством на фоне первозданной дикой природы найти просто невозможно…»
В рубрике «Новое в законодательстве» Виктор Кудинов знакомит читателей с минимальными требованиями к отделочным работам на объектах долевого строительства. В его статье рассказывается также о повышающем коэффициенте для оборудованных электроотопительными установками частных и садовых домов. Подробно ознакомиться с материалом можно здесь.
В рубрике «Это
интересно» Ольга Гришина знакомит читателей с историей появления балконов в XI–XIII веках: «Поначалу
балконы устанавливались на главные городские ворота и выполняли
фортификационную функцию (на них устанавливали арбалеты, котлы с кипящим
маслом, позже – пушки). Заметить врага с выносной конструкции было проще, чем
из обычного окна, которые в то время были незастекленными.
Постепенно балконы начали появляться на фасадах частных домов и общественных зданий. Тяжелые монолитные конструкции стали более легкими и изящными. Позже появился новый тип балконов – соборная кафедра, в форме полукруга или части многоугольника. Во времена Ренессанса балконы стали устанавливать на специальный уступ в стене, появились ограждения из металла. В Венецианскую эпоху на балконах появились кронштейны в форме зверей и людей. Также мастера стали изготавливать кованые чугунные решетки и украшать их различными узорами. Чем обеспеченнее был дом, тем богаче были остекление и балкон – с перилами, вычурными фигурами и даже скульптурами. К XVII веку балконы стали важным показателем социального статуса.
В Россию увлечение балконами пришло только в XVIII веке. Изначально они украшали только палаты, дворцы и театры. К XIX веку с началом строительства доходных домов пришла мода на балконы в стиле эклектики и модерна. Цветочные мотивы, геометрические фигуры, сюжеты мифов и легенд, исторические картины – всё это отражалось в узорах перил и решеток, сохранившихся на фасадах зданий до наших дней.
Новая ценность
В новейшее время
жилищное строительство стало типовым, и балконы превратились в лаконичное
открытое помещение, которое с XX века стали обозначать как техническое.
Строительство домов вообще без балконов стало обычным делом, но в последние
годы растущая популярность удаленного режима работы (особенно после
пандемийного локдауна) заставила пересмотреть отношение к ним. В сознании
потребителей, а затем и девелоперов балконы получили новую ценность, произошел
процесс переосмысления как их функций, так и подходов к проектированию. Сегодня
новые жилищные комплексы радуют своим многообразием: французские балконы, с панорамным
остеклением, узорчатыми решетками; балконы из дерева, нестандартных форм
(полукруглые, треугольные, квадратные). Нередко эстетическая функция балкона
доминирует над функциональной.
Разнообразие форм, размеров и декора балкона – предмет актуальной дискуссии
современных архитекторов и урбанистов. По мнению экспертов, постепенно тренд в проектировании
будет смещаться от французских балконов (с узкой площадкой) к большим балконам
с остеклением и возможностью использовать их круглогодично. Эти пространства
будут предлагаться для организации постоянно действующего помещения с функцией
рабочего места, лаунж-зоны и т.д. Существует огромное количество разнообразных
дизайнерских решений специально для балконов: специальная мебель, этажерки для
размещения растений и др. Таким образом, балконы получили новую жизнь не только снаружи, но и внутри».
Двери и правовой аспект. Об этом посвящена статья Андрея Пучкова «Вдруг как в сказке скрипнула дверь. Будет штраф мне начислен теперь?»
Завершаем обзор апрельского номера публикацией о творчестве Германа Черёмушкина, советского и российского художника-монументалиста и графика, народного художника России, почетного члена Российской академии художеств.
Обзор подготовила редакция сайта.