14.05.2024г. Анонс журнала «Вокруг ЖэКа»
Очередной номер журнала «Вокруг ЖэКа» открывает интервью Кунь Лиминь – председателя Российско-Китайской ассоциации каллиграфии и живописи; сопредседателя Ассоциации зарубежных китайских каллиграфов и председателя ее Российского отделения; консультанта Объединенной академии живописи и каллиграфии известных художников Китая и председателя его Российского отделения; заместитель председателя Всемирной ассоциации Конфуция; почетного советника Всемирного объединения культуры и искусства.
Первый китайский философ, чья личность исторически достоверна, жил в 552/551– 479 гг. до н.э. Его учение, выкристаллизованное до простых и понятных истин, лежит в основе не только китайской ментальности – в той или иной степени оно входит в базовый набор ценностей любого современного человека. О сути конфуцианства мы поговорили с одним из потомков мыслителя древности.
Стержень китайской культуры
– Расскажите, пожалуйста, о себе: где вы
родились и учились, чем занимаетесь сейчас?
– Меня зовут Кун Линминь, моя прародина – Цюйфу, священный город Востока,
родина Конфуция. А родился я в горной деревне, в десяти километрах от Цюйфу. Я потомок
Конфуция в 76-м поколении. Получил высшее образование в области государственной
службы, работал в государственных органах. Досрочно выйдя на пенсию, переехал в
Москву, где в настоящее время занимаюсь преподаванием китайской каллиграфии и
развитием культурных связей между Китаем и Россией…
– Какое влияние история вашего великого предка оказала на выбранный вами жизненный путь?
– Конфуций был величайшим мыслителем, политиком и просветителем Древнего Китая. Он основал школу конфуцианства, оказавшую колоссальное влияние на китайскую культуру. Поздние правители почитали его как великого мудреца, святейшего, мудрейшего учителя и образец для всех поколений; он пользовался репутацией «родоначальника государственных чиновников мира и учителя древних императоров» и был первым из десяти величайших деятелей культуры мира. Учение Конфуция стало стержнем традиционной китайской культуры, ее духовной сердцевиной. Постепенно оно распространилось по всему миру. Как потомок Конфуция я унаследовал его тягу к знаниям, участию в общественной жизни и стремление вносить свой вклад на благо общества и ближних. С самой начальной школы и до старших классов я всегда был в числе лучших учеников и поэтому стал первым выпускником из сельской местности, который сдал экзамен и стал государственным служащим. Так изменился мой жизненный путь.
Основные принципы
– Каким основным принципам конфуцианства вы следуете в своей повседневной жизни?
– Прежде всего я считаю нужным кратко представить основные принципы конфуцианской мысли. Их можно обобщить следующим образом:
Жэнь – человечность,
И – праведность,
Ли – обычаи,
Чжи – мудрость и благоразумие,
Синь – искренность,
Шу – прощение,
Чжун – верность,
Сяо – почитание родителей,
Ти – уважение к старшим.
Жэнь.
Конфуций считал это высшим моральным принципом, стандартом нравственности и
утверждал, что люди не должны быть эгоистичными в жизни, им следует любить и
заботиться о других.
И. Требует, чтобы люди обращали внимание на
справедливость и рациональность в своем поведении.
Ли. Этикет и ритуалы также представляют собой
социальные нормы и моральные устои, то есть порядок и систему в современном
смысле этого слова.
Чжи. Это мудрость, сообразительность, талантливость и
изобретательность.
Синь. Отражает принцип честности и надежность –
традиционную добродетель китайской нации с древних времен, требующую от людей
быть последовательными в своих словах и поступках и не обманывать других.
Шу. Снисхождение. Конфуций истолковывал это понятие так:
«Не делай другим того, что не желаешь себе». То, чего не желаешь сам, не нужно
навязывать окружающим.
Чжун. Значит быть преданным людям и делам. Заниматься
чужими и общественными делами так, как будто это свои собственные дела.
Сяо. Конфуцианство считает почитание родителей наиболее
фундаментальным из всех видов морали.
Ти. Уважение к старшим братьям, почтительное отношение
к старшим, уважение, любовь младшего брата к старшему.
Как потомок Конфуция я должен полностью соблюдать социально-этические стандарты и моральные нормы, пропагандируемые конфуцианством, и постоянно повышать уровень своей личной культуры. В повседневной жизни я уделяю больше внимания четырем принципам: Жэнь, Ли, Синь и Сяо. Я забочусь о близких, помогаю другим, веду себя вежливо и цивилизованно, следую закону, держу слово и честно отношусь к людям, чту родителей и вспоминаю предков.
Два самых важных слова
– Если бы вас попросили рассказать о мыслях и учениях Конфуция, что бы вы упомянули в первую очередь как главный принцип?
– «Жэньсюе» – так называется мысль Конфуция, которую мы можем назвать учением о гуманности. Концепция Жэнь, предложенная Конфуцием, является основой всех его мыслей и основой этических принципов. Это фундаментальная истина человеческого бытия, высшее состояние, к которому должны стремиться люди. Согласно сохранившимся историческим материалам, никто до Конфуция не представлял Жэнь как высшую категорию философии. Ученики Конфуция спросили его: «Что означает Жэнь?» Он ответил: «Любить других», относиться к ним как к себе. Не обращайте внимания на то, что это два простых слова! Они несут в себе огромный смысл.
Принцип Жэнь проявляется, например, в сфере образования. Эта концепция подчеркивает универсальность и равенство людей, подразумевая, что у всех, независимо от их положения и статуса, есть право и возможность получить образование. Это нарушает монополию аристократии на образование и приветствует создание образовательных учреждений для народа. Жэнь также проявляется в политике, делая акцент на правлении добродетели, где правители должны заботиться о народе и уважать его и выступать за использование морали для воспитания людей.
– Какую ответственность несет на себе потомок такого знаменитого просветителя, философа и политического деятеля?
– Как потомок Конфуция я чувствую огромную гордость. Но в то же время испытываю всю тяжесть и ответственность миссии, лежащей на моих плечах. Прежде всего мне нужно было максимально глубоко исследовать мысли Конфуция, овладеть сутью культуры конфуцианства, чтобы в соответствии с ней непрерывно совершенствовать свою собственную культуру и уровень знаний. А теперь, когда я живу в России, на мне лежит обязательство познакомить россиян с традиционной китайской культурой, чтобы больше людей могли понять культуру Конфуция; способствовать культурному обмену между Китаем и Россией, укреплять дружбу и симпатию между нашими народами.
– Какая ваша любимая цитата из высказываний великого предка?
– Она же самая известная: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Суть в том, чтобы помещать себя в положение других и думать о своих действиях так, как будто это произошло бы с тобой. Основной принцип межличностных отношений, выдвинутый Конфуцием, признан во всём мире как золотое правило морали, имеющее универсальную ценность. В международном контексте, когда региональные конфликты и локальные войны время от времени обостряются, этот принцип может стать ценностной основой и источником правил для воссоздания мирового порядка. Следуя его духу, разные культуры и религии могут общаться друг с другом. Обострения противоречий можно избежать посредством культурного обмена, что очень важно для безопасности и стабильности стран и народов современного мира. Древняя мудрость, сформулированная Конфуцием в «Аналектах» более 2,5 тыс. лет назад, и сегодня остается самым эффективным средством решения международных споров.
– Существуют ли какие-либо легенды, связанные с именем Конфуция, которые передавались из поколения в поколение?
– Есть легенда, что отец и мать моего предка Конфуция отправились на гору Ницю на юго-востоке Цюйфу, чтобы попросить бога горы подарить им сына. Впоследствии у них действительно родился мальчик. Отец Конфуция посчитал, что это произошло благодаря их мольбе на горе Ницю, поэтому дал ему имя в честь горы Цю и (Ни) в качестве символа. Так как Конфуций был вторым сыном в семье, то к его имени добавили (Чжун), таким образом, Конфуций получил имя Чжунни. В древности китайцы верили: какие вокруг вода и земля, таких и людей они родят. Гора Ницю, которая дала жизнь Конфуцию, почиталась как источник его мудрости и величия. В знак признательности император Жэнь-цзун из династии Сун в 1073 году даровал горному духу Ницю титул Юйшэнхоу, что означает «Князь, вскармливающий Святого».
Китаеведение и изучение конфуцианства в России
– Как бы вы оценили знания российских граждан об истории Китая – в частности, о философии Конфуция?
– Началом русского китаеведения считается первая православная миссия, отправленная в Китай Петром I в 1715 году. С тех пор за более чем 200 лет в Китай было направлено в общей сложности 20 миссионеров. Русская православная миссия в Пекине непрерывно функционировала более 200 лет, проводя всестороннее изучение политики, экономики и культуры Китая и подготовив несколько поколений русских китаеведов, таких как Илларион Россохин, Никита Бичурин и Василий Васильев.
Внедрение учения Конфуция в императорской России также опиралось на миссионеров. До начала XIX века китаеведением в России занимались священнослужители и иностранные студенты Пекинской миссии. Их исследования заложили прочный фундамент и оказали большое влияние на развитие китаеведения в СССР и даже в Западной Европе. Работы о Китае углубили понимание и знание русской общественностью традиционной китайской культуры. Перевод и тиражирование «Аналектов» Конфуция в России за почти 200 лет пережили спады и подъемы. В настоящее время в России не менее 14-ти переводов «Аналектов», а также большое количество китаеведов, занимающихся изучением конфуцианства. Конфуцианство стало заметной дисциплиной китаеведения в России.
Особую актуальность изучение идей Конфуция приобрело в России после распада СССР. Скрытые межнациональные противоречия обнажились, став серьезной угрозой стабильности российского общества. Многие российские ученые обратили свое внимание на конфуцианство, считая, что заложенный в нем дух терпимости, который заключается в том, чтобы «постоять за себя и протянуть руку помощи другим», заложил основу великодушия в традиционной культуре китайского народа. Леонард Переломов, член Российской академии наук и известный китаевед (профессор, доктор исторических наук, годы жизни 1928–2018. – Ред.), считал: «Россиянам надо очень хорошо изучить мысль Конфуция, потому что в России двойная культура – Европы и Азии, а у конфуцианства как минимум два аспекта – человечность и управление, что имеет практическое значение для современной России». Он также добавил: «Национальная культурная элита России увлечена учением Конфуция и старается соединить его с национальным духом, найти общий стандарт ценности человеческой индивидуальности. Для того чтобы восстановить национальный дух России, необходимо понять восточное учение Конфуция. Что касается России, то успех ее стратегической политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе в XXI веке будет во многом зависеть от того, поймет ли руководство страны суть учения Конфуция».
Мысли Конфуция, глубоко изученные, исследованные и распространяемые русскими китаеведами, не только оказали глубокое влияние на таких литературных гигантов и мыслителей, как Пушкин и Толстой, но и постепенно воздействовали на все слои российского общества.
Я знаю, что президент
России Владимир Путин с большим уважением относится к Конфуцию. Он сравнивал
его с Львом Толстым и даже цитировал слова Конфуция: «Разве не радостно
встретить друга, прибывшего издалека?».
Среди тех, с кем я знаком, немало тех, кто глубоко понимает Конфуция. Например,
Андрей Денисов, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по
международным делам; Галина Куликова, первый заместитель председателя Общества
российско-китайской дружбы. Меня пригласили принять участие в семинаре «Мысль
Конфуция и развитие Китая», организованном в Москве. Я был восхищен тем, как
точно участники семинара понимают учение Конфуция. Двое из них, студенты
университета, сказали, что если бы люди всегда следовали Конфуцию в своих
действиях, мировое общество было бы гармоничным и прекрасным.
Участвуя в различных
мероприятиях и общаясь с россиянами, я часто сталкиваюсь с искренним интересом
с их стороны, когда они узнают, что я потомок Конфуция. Многие хотят сделать
фото на память. Это говорит о том, что идеи Конфуция уже давно признаны и
приняты широкими слоями населения России. За девять лет в Москве я глубоко
прочувствовал, как русский народ в повседневной жизни проявляет принципы «Жэнь»
и «Ли», проповедуемые Конфуцием. Например, в метро молодые люди уступают место
пожилым, безвозмездно помогают женщинам или пожилым людям с тяжелыми сумками и
все, независимо от возраста, приветствуют друг друга при встрече.
Я лично был тронут несколькими случаями, которые произошли со мной. Мне не раз
приходилось просить помощи у прохожих, чтобы сориентироваться на местности.
Горожане с энтузиазмом, не жалея своего времени, провожали меня до нужного
места. Бывало, что в морозную погоду моя машина застревала в снегу на парковке
– тогда неравнодушные люди собирались и помогали мне вытолкать ее. Однажды,
возвращаясь домой после мероприятия далеко за полночь, когда метро уже не
ходит, я оказался один на темной улице. В какой-то момент машина остановилась,
и водитель, не требуя оплаты, подвез меня до места, где я живу. Все эти
маленькие вещи говорят о том, что русский народ, как и китайский, –
цивилизованная и дружелюбная нация.
Всеобщее богатство человечества
– Что вы хотели бы пожелать читателям нашего журнала?
– Конфуций как выдающийся представитель мировой культуры оставил нам богатое и мудрое наследие. Его идеи – это драгоценный бриллиант китайской цивилизации и всеобщее богатство человечества. Они уже давно вышли за рамки времени и пространства. Конфуций принадлежит не только истории, но и современности, не только Китаю, но и всему миру.
В некоторых странах были установлены статуи Конфуция и созданы исследовательские институты конфуцианства. Изречения Конфуция прочно обосновались в лексиконе некоторых государственных деятелей. Десятки лауреатов Нобелевской премии собрались в Париже, призывая «использовать мудрость Конфуция, чтобы помочь всему человечеству справиться с вызовами XXI века». Религиозные деятели предлагают преодолеть разрыв между расами, странами и религиями, применяя принцип «Не делай другим того, чего не желаешь себе».
Перед лицом непрекращающихся бедствий и гуманитарных катастроф концепции Конфуция о свободе, равенстве, любви друг к другу и гармонии должны стать универсальными ценностями для человечества.
Китай и Россия поддерживают друг друга политически, имеют тесные экономические связи, ценят друг друга в культурном плане, наши отношения имеют долгую историю. Китай имеет искреннее желание развивать отношения с Россией, а также твердо намерен создать гармоничный мир, чтобы дружеские отношения между двумя странами строились на прочном фундаменте стратегического взаимного доверия и культурного притяжения. Поэтому я искренне надеюсь, что читатели журнала узнают больше об идеях Конфуция, будут способствовать культурной интеграции между Россией и Китаем и трудиться во имя процветания страны.
Беседовала Ольга Гришина
Китайская тема продолжается в рубрике «А как у них?». В публикации «Как в Китае реки разворачивают» рассказывается о том, как была переброшена часть водных ресурсов из южных районов страны в северные. От сезонной нехватки воды в ряде северо-восточных провинций китайцы страдали всегда. Здесь постоянно проживает около трети всего населения (более 450 млн человек), а единственным серьезным источником влаги является знаменитая Желтая река (Хуанхэ), получившая свое название в том числе из-за того, что, протекая по пустынным районам, становилась желтой от постоянно попадавшего в ее воды большого количества грунта, мусора и песка.
Ситуация еще более ухудшилась в конце ХХ века, когда вставший на путь научно-технического прогресса Китай стал активно строить в этих засушливых районах большие промышленные предприятия, а постоянно увеличивающееся население требовало активного развития сельского хозяйства. Дело дошло до того, что несколько раз в конце 90-х в особо жаркие летние месяцы многоводная река протяженностью без малого в 5,5 тысяч км в низовьях полностью пересыхала. Подробности здесь.
В статье Андрея Пучкова «Предстоит решить еще много задач» освещаются положительные изменения в сфере ЖКХ. Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин отметил, что, несмотря на очевидные успехи и достижения в строительной сфере и реформу жилищно-коммунального хозяйства, в отрасли еще есть много задач, которые требуют решения.
«Не случайно праздник проходит на ВДНХ: ведь именно здесь на масштабной выставке «Россия» представлены основные достижения и строительного комплекса, и жилищно-коммунального хозяйства,– сказал Марат Хуснуллин. – Хотя в ЖКХ еще достаточно проблем, мы видим и позитивные изменения. Появляются новые механизмы, которые направлены на развитие отрасли опережающими темпами и внедрение современных технологий. Президент поставил задачу по увеличению темпов и объемов модернизации коммунальной инфраструктуры. Для этого в регионах страны эффективно работают сразу несколько инструментов, среди которых поддержка из федерального бюджета, инфраструктурные бюджетные и специальные казначейские кредиты. Активная работа развернута по восстановлению и строительству на новых территориях. Многое уже сделано, но предстоит решить еще много задач. Уверен, что мы с ними справимся. Ведь главный результат этой работы – улучшение качества жизни миллионов россиян». Подробности здесь.
Достойна вашего внимания публикация Ольги Гришиной, взявшей интервью у А.Б. Солона, к.э.н., исполнительного директора Ассоциации «Национальное объединение производителей строительных материалов и строительной индустрии» (НОПСМ) председателя Комитета по развитию промышленности строительных материалов Российского союза строителей, члена Наблюдательного совета Федерального автономного учреждения «Проектная дирекция Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», член Общественного совета при Федеральной службе по аккредитации и т.д. и т.п.
В беседе с
журналисткой Антон Солон уделил внимание вопросу качества стройматериалов. До
недавнего времени на российском рынке фальсификат доходил до 25%! Так, в сегментах полимерных труб для сетей газо- и
водоснабжения доля фальсификата варьируется от 10 до 20%, цемента – до 25%,
сухих строительных смесей – до 30–40%, электротехники – 50–60%, в т.ч.
кабельной продукции – до 70%.
Основными причинами распространения
фальсификата строительных материалов являются – высокая экономическая выгода от
производства и реализации фальсификата, высокая конкурентоспособность
фальсификата в условиях фактического отсутствия государственного контроля и
недобросовестного поведения продавцов… Более подробно можно прочитать здесь.
Надо признать, что майский журнал богат интервью как никогда. На этот раз Виктор Кудинов записал беседу с инженером и предпринимателем, специалистом в сфере малой энергетики и промышленной автоматизации Дмитрием Глушичем. Он около 20 лет возглавлял компании, реализовавшие свыше 25 проектов малых газопоршневых электростанций мощностью от 330 кВт до 47 МВт в регионах России и Казахстана общей мощностью порядка 200 МВт. Опираясь на опыт работы с ушедшими из России западными корпорациями, эксперт говорит о необходимости повышения доли малой распределенной генерации в энергобалансе России и создании новой отрасли энергетического машиностроения в интересах экономики и безопасности страны.
Проблема недофинансирования и как ее решить
– Дмитрий Витальевич, что такое малая или распределенная энергетика, и почему употребляются два названия?
– Практически вся электрическая энергия, которую мы с вами потребляем, – это продукт так называемой большой энергетики. В России ее производят на 400–450 электростанциях, каждая из которых имеет мощность свыше 25 МВт. По действующей модели большая энергетика обязана продавать весь объем производимой электроэнергии на оптовом рынке. Даже если потребитель находится буквально за забором электростанции, он не может заключить с ней прямой договор об оказании услуг.
Энергетические объекты с мощностью выработки менее 25 МВт относятся к сфере малой энергетики. Она связана с локальным (розничным) рынком продажи электроэнергии на относительно небольшой территории (так сказать, «за забор»). Часто ее называют распределенной – имея в виду тот факт, что в России количество объектов генерации может исчисляться сотнями и тысячами и расположены они вблизи центров потребления электроэнергии или центров наличия дешевого топлива – например, нефтяного попутного газа. Здесь уместно ориентироваться на систему теплоснабжения в стране, где количество сезонных объектов распределенной генерации тепла (котельных) около 80 тысяч и они рассредоточены по всей ее территории.
– То есть большая энергетика связана в основном с электричеством, а малая – с теплом?
– Технологии транспортировки электричества на
большие расстояния отработаны и продолжают совершенствоваться. А по передаче
значимых объемов тепла на большие расстояния технических решений нет и в
обозримом будущем не предвидится. Так что проблема теплоснабжения за счет
объектов большой энергетики (ТЭЦ, ТЭС, ГРЭС, АЭС) может быть решена только на
территории, находящейся в пределах всего нескольких километров от объекта
генерации – максимальная длина подземной теплотрассы диаметром трубы 1 м с
потерями тепла не более 5% ограничена расстоянием в 21 км. Это решение
эффективно лишь там, где есть большие объемы потребления на относительно малой
территории – крупные города и промышленные объекты.
Что касается распределенной генерации тепла,
то нынешнее оборудование котельных в подавляющем большинстве случаев производит
его только в отопительный сезон и не может обеспечить электроэнергию даже для
собственных нужд. Сезонность работы традиционных котельных порождает системную
проблему недофинансирования отрасли теплоснабжения – инфраструктура должна
поддерживаться круглый год, а финансовый поток генерируется только в отопительный
сезон, если не считать доходов от горячего водоснабжения. И чем южнее регион и короче
отопительный сезон, тем это противоречие острее.
– Чем можно объяснить частые аварии систем теплоснабжения?
– Все эти эксцессы связаны с недофинансированием отрасли в течение двух-трех десятилетий. Подробности здесь.
Неизменной остается из номера в номер рубрика «Коммунальная азбука». На этот раз даются разъяснения читателю, как может государство прийти к нему на помощь, если нет возможности оплатить в полном объеме услуги за ЖКУ.
Любознательным журнал предлагает такие публикации, как «Го: время раскладывать камни», «Слёзы Балтийского моря» и, конечно, рубрика «Футбольная кухня».